Дмитрий Анатольевич - самый доступный для поисковиков руководитель за всю историю человечества. У него есть Twitter подпись для друзей ВКонтакте, которые читая его записи, оставляют комментарии. В отличие от некоторых руководителей в штатском, Дмитрий Анатольевич сам читает и пишет комментарии к своим записям.
Отвечай, что у тебя есть общего с Дмитрием Анатольевичем?
Дмитрий Анатольевич думает, что доступ к интернету есть у каждого. Именно он начал программу по подключению к Сети всех общеобразовательных школ, которые еще остались. А в Интернете пользователей уже больше, чем в любых других европейский странах вместе взятых.
Именно Дмитрий Анатольевич добивается того, чтобы все страны стали игроками в мировом интернете. Сейчас его изобретательная интернет-компания входит в число крупнейших в мире, а его PR специалисты известны как наиболее профессиональные, опытные и креативные.
Дмитрий Анатолеьевич поддерживает свободу. В сети его законодательства попал Интернет одной из самых свободолюбивых стран в мире. Сегодня здесь царит настоящая, подлинная свобода - свобода самовыражения, свобода слова, свобода религиозных и политических взглядов Дмитрий Анатольевича.
Стремясь расширить влияние на общество и власть, он создает Большое правительство для Членов. Большым правителем может стать каждый, у кого нет идей по ухудшению жизни. Им может быть она. А можешь стать ТЫ! И эта работа тоже будет продолжена.
Дмитрий Анатольевич все эти годы поддерживал нас и Интернет. Пришло время нашему Интернету поддержать Дмитрия Анатольевича. Присоединяйся без совокупления!
Отвечай, что у тебя есть общего с Дмитрием Анатольевичем?
Дмитрий Анатольевич думает, что доступ к интернету есть у каждого. Именно он начал программу по подключению к Сети всех общеобразовательных школ, которые еще остались. А в Интернете пользователей уже больше, чем в любых других европейский странах вместе взятых.
Именно Дмитрий Анатольевич добивается того, чтобы все страны стали игроками в мировом интернете. Сейчас его изобретательная интернет-компания входит в число крупнейших в мире, а его PR специалисты известны как наиболее профессиональные, опытные и креативные.
Дмитрий Анатолеьевич поддерживает свободу. В сети его законодательства попал Интернет одной из самых свободолюбивых стран в мире. Сегодня здесь царит настоящая, подлинная свобода - свобода самовыражения, свобода слова, свобода религиозных и политических взглядов Дмитрий Анатольевича.
Стремясь расширить влияние на общество и власть, он создает Большое правительство для Членов. Большым правителем может стать каждый, у кого нет идей по ухудшению жизни. Им может быть она. А можешь стать ТЫ! И эта работа тоже будет продолжена.
Дмитрий Анатольевич все эти годы поддерживал нас и Интернет. Пришло время нашему Интернету поддержать Дмитрия Анатольевича. Присоединяйся без совокупления!
Вероятные способы фальсификации итогов выборов и их нейтрализация
Федеральным законодательством предусмотрена возможность для политических партий направить на каждый избирательный участок своих представителей: члена УИК с правом решающего голоса, члена УИК с правом совещательного голоса и наблюдателя которые должны тесно взаимодействовать.
Чем больше представителей партии будет на участке тем лучше. Приоритетом здесь будет пользоваться правящая партия, которая в дополнение к этим членам в своем резерве имеет еще 10-12 членов избирательной комиссии в дополнении к этому в ее распоряжении находится административный ресурс.
В этом случае роль наблюдателя увеличивается многократно, что требует его обязательного обучения.
Вероятные способы фальсификации итогов выборов и их нейтрализация.
1. При развертывании избирательного участка комиссия пытается размещением элементов избирательного участка (урн для голосования) добиться преимущества: расположить рядом с ними средства пожаротушения, связи, музыкальное сопровождение, стулья, тумбочки и т.д. что бы дать себе возможность периодически подходить к этим объектам и незаметно сделать вброс или перекрыть зону наблюдения наблюдателям.
2. Закладка в избирательную урну под второе дно ящика (где еще пользуются старыми урнами) бюллетеней.
3. Получение на руки нескольких бланков избирательных бюллетеней отдельными доверенными гражданами.
4. Незаконное получение нескольких открепительных удостоверений одним гражданином и его голосование на разных участках. Группы формируются в количестве 15-20 человек. Должен насторожить факт наплыва избирателей, голосующих по открепительным в течение короткого времени.
5. Члены комиссии, мотивируя тем, что нет наплыва избирателей и чтобы потом не отвлекаться дружными рядами идут голосовать, имея несколько бюллетеней и перекрывают обзор для наблюдателей.
6. В момент перемещения избирательных урн под разными предлогами также возможно произвести вброс.
Произвести вброс это – половина работы. Вторая важная составляющая – внесение в списки избирателей якобы проголосовавших т.к. если при подведении итогов количество бюллетеней будет больше числа проголосовавших избирателей по списку выборы можно признать недействительными.
Для приведение в соответствие списка и вброса членами комиссии применяются следующие методы:
- на основании административных заготовок (ФИО, адреса и паспортные данные избирателей постоянно не участвующих в выборах либо выбывших, но не вычеркнутых из списков) доверенные члены комиссии в период проведения выборов вносят эти данные в списки избирателей . Получение информации осуществляется или заблаговременно или в процессе работы по сотовому телефону.
- приведение в соответствие списков на следующий день после выборов когда администрация еще не сдала все документы в архив и либо председатель, либо зам председателя, либо секретарь по согласованию с вышестоящей организацией могут
получить доступ к уже сданным документам и внести в списки соответствующие изменения.
2.
7. Вброс возможен в момент высыпания избирательных бюллетеней из стационарных урн на столы для подсчета.
8. При голосовании вне помещения, когда выписка из реестра соответствующим образом не оформляется и набл. Не присутствует при выезде к голосующим вне помещения. В этом случае возможна замена одного реестра на другой.
8. В период раскладки бюллетеней по стопкам члены комиссии формируют стопки бюллетеней и производят незаметно вброс.
9. При объявлении волеизъявления гражданина бюллетени раскладываются по кандидатам или партиям с визуальным контролем содержащихся в бюллетене отметок. В этот период перебросить бюллетень одного кандидата к другому либо в недействительные, а также испорченные добавить в нужную стопку реально. При сортировке и раскладке бюллетени можно сделать недействительными внеся дополнительную отметку либо испачканным ногтем, либо кусочком стержня под забинтованным пальцем и т.д.
После окончания оглашения обычно никто пачки не перепроверяет, но если заставить подсчет бюллетеней в стопке осуществлять путем перекладывания их по одному таким образом чтобы наблюдатель мог увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене не взирая на протесты. (его право)
Не допускать одновременный подсчет бюллетеней по разным стопкам.
10. Для вброса необходимо предварительно в бюллетенях проставить отметку в нужном месте. Для этого можно использовать некоторых членов комиссии, работающих на выдаче избирательных бюллетеней или вынести часть бюллетеней из помещения для голосование в любое другое место где провести с ними нужные манипуляции. Например: для передачи каких-то документов в вышестоящую избирательную организацию одним из членов комиссии выносится папка в которой находятся бюллетени из помещения УИК. После обработки бюллетени возвращаются на участок разными способами.
11. Если сейф где хранятся избирательные бюллетени, в нарушение закона, находится в другом помещении избирательного участка даже в опечатанном виде, манипуляция с бюллетенями гораздо упрощается.
12. На некоторых участках голосование будет проводиться с помощью использования комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Задача наблюдателя присутствовать при тестировании с 7 ч.00 мин. И проконтролировать отсоединение КОИБ от телефонной сети связывающей его с системой ГАС «Выборы».
Это, естественно, не полный перечень возможных фальсификаций, но знание хотя бы этих способов и принципиальность в исполнении своих обязанностей наблюдателей, членов УИК с правом совещательного и решающего голоса позволит снизить вероятность фальсификации.
Вообще-то лучше предотвратить нарушения, чем их пытаться исправить. Для этого можно в первый час работы УИК положить на стол секретаря : краткий инструктаж по работе на УИК для наблюдателей, памятку наблюдателя и вероятные способы фальсификации итогов выборов и их нейтрализация. Прочитав их секретарь тут же покажет председателю, а тот сообщит в ТИК. После прочтения ни пред., ни секретарь не захотят (по крайней мере до тех пор пока не увидят, что наблюдатель либо нейтрализован, либо на самом деле не знает куда и как смотреть) попасть под действие закона, где определено либо 500т.руб. штрафа, либо реальный срок – 4 года.
Но это не означает, что наблюдатель может расслабиться. Этого от него и ждут.
Краткий инструктаж по работе на УИК для наблюдателя
На основании Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 25 июля 2011 г. № 263 –ФЗ (ФЗГ)
Для начала вкратце об отдельных моментах выборного процесса.
Перед прибытием на избирательный участок произвести осмотр прилегающей территории на предмет наличия агитационных материалов.
По прибытии на УИК необходимо представиться председателю комиссии, предъявить паспорт и направление от партии для регистрации в качестве наблюдателя. Наблюдатель с правом совещательного голоса вместе с членом комиссии просят ознакомить их со списками избирателей. Они должны убедиться в том, что в списках нет посторонних пометок, подписей, за исключением тех, кто выбыл с указанием документа, подтверждающего выбытие и тех кто получил открепительные удостоверения.
Это ваше право согласно п.п. а п.1 ст.30 и п.1,5 ст. 29 ФЗГ.
В случае нарушений оповестить штаб и составить заявление.
Необходимо узнать составлен ли реестр заявок на голосование вне помещения и сколько избирателей в них внесено. Основанием для внесения в реестр является Заявление избирателя. В ходе голосования заявки могут поступать по телефону до 14-00 или через других избирателей с последующим оформлением заявления согласно п. 2 ст. 77 ФЗГ. При этом в списках избирателей должна быть сделана карандашом пометка «голосование на дому». Это не даст возможности гражданину голосовать дважды. Не составление реестра, не оформление выписки из реестра для членов комиссии убывающих с переносной урной является нарушением п.3,7 ст.77 ФЗГ.
По прибытию на избирательный участок обратить самое пристальное внимание на расположение и нахождение стационарных и переносных урн. Переносные урны должны находиться в поле зрения наблюдателей и быть проверены на предмет наличия посторонних предметов и опечатанными до момента их использования. Приемное окно должно быть заклеено скотчем. Стационарные урны должны располагаться так, чтобы рядом с ними не находились представители избирательной комиссии, стулья для пожилых граждан, тумбочки, противопожарный инвентарь, средства связи и сигнализации, а также аппаратура музыкального сопровождения или агитационной бригады. Эти урны тоже должны быть проверены на предмет отсутствия в них каких-то вложений ( урны старого образца проверить на наличие второго дна) и после проверки опечатаны.
До начала голосования комиссия должна погасить оставшиеся неиспользованные открепительные удостоверения и составить об этом Акт. При проведении досрочного голосования опечатанные конверты с избирательными бюллетенями за подписью двух членов ТИК (УИК) вскрываются в присутствии наблюдателей и бюллетени опускаются в избирательную урну. Количество досрочно проголосовавших должно соответствовать количеству росписей в списках избирателей. Проверить качество опечатывания, сохранность упаковок содержащих избирательные бюллетени до процедуры получения их членами УИК. В случае сомнений целостности упаковок или печатей доложить в штаб, написать заявление и потребовать пересчета избирательных бюллетеней. При этом обратить внимание на:
- бюллетень по выборам депутата ГД должен иметь защитную марку
- иметь подписи двух членов УИК, заверенные печатью
2.
- не иметь никаких других пометок, определяющих волеизъявление гражданина или перевода бюллетеня в разряд недействительных.
На некоторых участках планируется проведение голосование с помощью КОИБ (комплексов обработки избирательных бюллетеней). При его использовании наблюдатель должен явиться к 7 час.00 мин. И присутствовать при проведении тестовых проверок функционирования КОИБ. После тестовых проверок и до выдачи КОИБом протоколов голосования он должен быть отключен от телефонной сети, связывающей его с системой ГАС «Выборы» (отключен от телефонной розетки).
Ведение так называемой «шахматки» нецелесообразно в связи с тем, что она не имеет юридической силы, но зато отвлекает наблюдателя от решения более важных проблем контроля за деятельностью членов УИК, работающих со списками избирателей, выборными представителями УИК способными пойти на нарушения (вброс, запись не пришедших граждан в списки проголосовавших избирателей, перекрытие обозрения наблюдателям избирательных урн и т.д.). Задача наблюдателя дышать в затылок члену комиссии при его голосовании на данном избирательном участке. Это будет нервировать комиссию и не даст возможности вброса. Ваши действия абсолютно законны т.к. вы не знакомитесь с волей избирателя, а только контролируете количество вброшенных бюллетеней.
Регулярно контролируйте деятельность членов избирательной комиссии, работающих со списками избирателей, не допуская выдачи нескольких бюллетеней в одни руки, выдачи бюллетеней без предъявления паспорта, военного билета, удостоверения личности военнослужащего, временное удостоверение личности гражданина РФ, выданного на период оформления паспорта, паспорта моряка или заграничного паспорта гражданина РФ.
Если избиратель по каким-то причинам не внесен в списки, но зарегистрирован по месту проживания на данном участке, по предъявлению паспорта он вносится в дополнительный список и имеет право проголосовать. А вы имеете право удостовериться что он действительно зарегистрирован на территории данного избирательного участка. Лицо, получившее откр. удостоверение при наличии паспорта может голосовать на любом участке с внесением его в доп. Список голосующих по откр. удостоверению и изъятию откр. удостоверения.
Если проголосовавших по открепительным удостоверениям слишком много (более 20-25) то это должно насторожить наблюдателей и вместе с представителем штаба, имеющим на это право) от вашей партии вы имеете право ознакомиться с этим списком ( выписать ФИО, адреса этих избирателей и передать их в штаб для сверки по другим участкам.).
При голосовании вне помещения комиссия имеет право выдать избирательные бюллетени только на тех лиц которые внесены в реестр заявок на голосование вне помещения с возможностью увеличения этого количество на 5% от заявки, но не менее 2-х бюллетеней. Для голосования вне помещения выезжают два члена комиссии и наблюдатель от партии ли 1 член комиссии с ПРГ и 2 наблюдателя от разных партий (п.12 ст. 77 ФЗГ). В этом случае целесообразно отправить члена УИК с ПРГ т.к. его отсутствие даст дополнительную нагрузку на других членов комиссии и им будет не до нарушений. Члена комиссии с правом совещательного голоса (ПСГ) и наблюдателя никто не может заставить отправиться с выездной комиссией. Наблюдение на участке всегда важнее чем контроль за голосованием вне помещения., но не стоит выпускать из вида голосование вне помещения и пускать на самотек эту работу. По возвращении членов выездной комиссии они должны сдать неиспользованные изби
3.
рательные бюллетени, опечатать урну для голосования и в списках для голосования сделать отметку о проголосовавших вне помещения (карандашные пометки заменить на пометку ручкой). Наблюдатель в этот период должен визуально убедиться, что кто-то из избирателей, проголосовавших на дому не проголосовал вторично в помещении УИК.
При подведении итогов голосования очень важно чтобы этапы подсчета следовали друг за другом в соответствии с законом о выборах на основании Ст. 79 ФЗГ:
- сначала происходит погашение неиспользованных бюллетеней
- затем подсчет проголосовавших граждан по данным избирательных списков. Включая доп. список граждан, не внесенных в списки избирателей и доп. Список проголосовавших по открепительным удостоверениям.
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены УИК с ПРГ вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по каждой странице:
* число избирателей, вклюсченных в список избирателей на момент окончания голосования
* число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования
* число изб. бюллетеней выданных избирателям проголосовавшим вне помещения
* число избир., проголосовавших досрочно
* число открепительных удостоверений (ОУ), выданных на УИК
* число изб., проголосовавших по ОУ на участке
* число ОУ, выданных избирателям в ТИК
После внесения этих данных каждая страница списка избирателей подписывается членом УИК с ПРГ. Итоговые данные по каждому списку определяется как сумма по всем страницам списка избирателей. Суммарные данные по всем изб. спискам оглашаются председателем и вносятся в УФП.
На основании п.7 ст. 79 ФЗГ лица, присутствующие при подсчете голосов вправе ознакомиться со списками избирателей, а члены УИК с ПСГ вправе убедиться в правильности произведенного подсчета (суммарные данные по каждой странице должны соответствовать количеству заполненных строк ! )
После этого список избирателей на время сортировки и подсчета голосов убирается в сейф или иное приспособленное для хранения документов место п.8 ст. 79 ФЗГ.
Нарушение этой последовательности не позволит наблюдателю отследить подгонку контрольных соотношений, которые могут осуществлять опытные члены УИК федеральным законом определено, что нарушение установленного порядка голосов влечет признание протокола об итогах голосования недействительным. (п.93 стр. 57 публикации Центризберкома 2007 г.)
- извлечение бюллетеней из ящиков для голосования и их подсчет
Результаты проверки должны совпасть с количеством проголосовавших избирателей, объявленных комиссией. При расхождении этих цифр немедленно сообщить в штаб и написать заявление.
Если по спискам проголосовало 2300 человек, а бюллетеней меньше это не является нарушением т.к. часть избирателей может взять свой бюллетень в качестве сувенира. А превышение количества бюллетеней над количеством проголосовавших граждан свидетельствует о вбросе и является основанием для признания выборов недействительными, а проведение повторных выборов должно осуществляться за счет членов комиссии по решению суда.
4.
1. На основании акта погашения неиспользованных открепительных удостоверений, составленного еще утром, в строку № 11 г в увеличенную форму протокола заносится количество погашенных неиспользованных открепительных удостоверений.
2. На основании актов о получении комиссии избирательных бюллетеней ( их можете потребовать для предъявления) в строку № 2 увеличенной формы протокола заносится количество бюллетеней полученных комиссией.
3. При работе с избирательными бюллетенями количество погашенных бюллетеней
суммируется с количеством испорченных бюллетеней. (эти бюллетени должны храниться отдельно от неиспользованных и на каждый испорченный бюллетень должен составляться отдельный акт о его погашении). Итоговое количество заносится в строку №7 увеличенной формы протокола.
Работа со списками избирателей.
Это – один из важнейших этапов т.к. большинство председателей комиссий понимают, что именно на этом этапе они должны добиться выполнения главного контрольного соотношения:
Сумма строк 5,6 и 7 должна оказаться равной строке №2.
Вам необходимо контролировать цифры в этих строках:
- строка № 2 – выпишите утром для себя с увеличенной формы протокола эту цифру.
- строка № 7 будет известна сразу после подсчета погашенных бюллетеней
- строка № 6 заполняется согласно реестра заявок на голосование вне помещения, это число будет известно после того как вернется последняя группа с голосования вне помещения ( сумма избирательных бюллетеней во всех выносных урнах)
- строка № 5 заполняется на основании подсчета проголосовавших граждан по спискам избирателей (число проголосовавших в помещении)
Строка № 5 должна равняться разнице строки № 2 – строка № 6 – строка №7.
( 5=2-6-7)
Это показатель того, что вброса не было или он был проведен настолько профессионально, что вы не заметили ни вброса, ни работы над списками избирателей с внесением туда данных о якобы проголосовавших гражданах.
На каждой странице списков избирателей должны заполняться ручкой суммарные данные по данной странице и подписаны членом УИК ведущего этот список. Затем постраничные данные суммируются и вносятся в общий итог по книге списка избирателей, где расписываются член УИК и председатель (зам. или секретарь) и заверяют росписи печатью УИК. Суммарные данные по книгам списков избирателей, дополнительного списка избирателей оглашаются и заносятся в увеличенную форму протокола.
- строка № 1 – общее число избирателей без учета выбывших и получивших открепительные удостоверения
- строка № 2 – количество бюллетеней, полученный
- строка № 5 – число избирательных бюллетеней выданных в день голосования в помещении для голосования
- строка № 6 – число избирательных бюллетеней выданных в день голосования для голосования вне помещения
- строка № 7 – количество погашенных бюллетеней
- строка № 8 – суммарное количество извлеченных из переносных ящиков бюллетеней (учитывая недействительные)
5.
- строка № 9 – количество бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках для голосования
- строка № 10 – количество бюллетеней, признанных недействительными, с учетом бюллетеней, признанных недействительными при извлечении их из переносных урн.
- строка № 11- количество действительных бюллетеней:
11 а – число открепительных удостоверений, которые УИК получила от ТИК
11 б – число открепительных удостоверений, которые УИК выдала своим избира- телям до дня голосования
11 в – число избирателей которые проголосовали по открепительным удостоверениям на данном избирательном участке
11 г – количество погашенных неиспользованных открепительных удостоверений
- строка № 12 – количество голосов отданных за партии или изб. объединения
Подсчет голосов
Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК (п.10 ст. 79 ФЗГ)
Сначала извлекаются бюллетени из переносных ящиков. Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель должен объявить сколько заявлений о голосовании вне помещения прилагается к данному ящику.
Дать возможность наблюдателям убедиться в не поврежденности ящика и печати на нем.
Если количество бюллетеней превышает объявленное число избирателей (заявлений о голосовании на дому), то все бюллетени объявляются недействительными о чем составляется акт.
Затем извлекаются бюллетени из стационарных ящиков при этом надо не допустить вброса.
Далее согласно п.14,15 ст.79 ФЗГ производится сортировка бюллетеней в определенном порядке:
- предъявляется избирательный бюллетень с оглашением отметки избирателя.
- одновременное оглашение 2-х и более избирательных бюллетеней не допускается
- осмотренные бюллетени раскладываются по стопкам (за партии, недействительные и т.д.)
- у столов и на столах где работает комиссия по сортировке бюллетеней не должно быть посторонних предметов (сумок, пакетов, письменных принадлежностей и т.д.)
- подсчет голосов производится путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене
- одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается (п. 17 ст. 79 ФЗГ)
- если члены комиссии не соглашаются на подсчет голосов таким образом, то можно пойти на компромисс: когда члены УИК с правом решающего голоса (ПРГ) могут пересчитать и пересмотреть те стопки которые они посчитают нужным. Если компромисс не достигнут, то действуем по п.20,21 ст.79 ФЗГ.
- члены УИК с правом совещательного голоса (ПСГ) и наблюдатели ни в коем случае не должны соглашаться на участие в сортировке и подсчете бюллетеней вместе и наравне с членами УИК с ПРГ. Это является грубейшим нарушением и комиссия вправе будет удалить вас с участка.
6.
- после подсчета голосов данные заносятся в увеличенную форму протокола.
Главное контрольное соотношение которое чаще всего не выполняется:
2 = 5+6+7
Если оно не выполнено закон требует пересчета бюллетеней и новых подсчетов по списку избирателей.
Если комиссией получено бюллетеней больше, чем сумма выданных и погашенных, то эта разница заполняется в строке: число утраченных.
Если сумма полученных комиссией бюллетеней меньше, чем количество выданных и погашенных, то эта разность заполняется в строку: число неучтенных, что говорит о вбросе. В данном случае немедленно сообщить в штаб для принятия решения.
Завершение работы комиссии
После окончания заполнения протокола комиссия обязана провести итоговое заседание на котором рассматриваются жалобы, заявления о нарушениях при голосовании или подсчете голосов избирателей и подписывается членами УИК с ПРГ протокол об итогах голосования (обратите внимание на то, чтобы комиссия заполнила специальную строку протокола «сведения о количестве поступивших в УИК жалоб и заявлений»), к этому протоколу в обязательном случае должны быть приложены жалобы и заявления.
В соответствии с законом по заявке наблюдателя оформленной в момент прибытия на избирательный участок, он обязан получить копию протокола об итогах голосования
- копия заверяется словами «копия верна»
- подписью председателя, зам.председателя или секретаря
- эта подпись должна быть заверена печатью УИК (оригинал)
- указывается дата и время подписания копии с указанием ФИО лица, заверившего копию протокола с указанием № копии (согласна реестра выдачи копий)
- в реестре выдачи копий лицо, получившее ее ставит свою подпись
- не допускается убытие членов комиссии в ТИК без выдачи копий.
При необходимости наблюдатель, член ПСГ или ПРГ когда при подсчете голосов были допущены существенные нарушения закона может оформить Особое мнение с перечислением всех недостатков, замечаний, нарушений в ходе подсчете голосов после чего пишется: «данные нарушения закона существенно исказили результаты голосования на избирательном участке №___, что является основанием для признания итогов выборов на этом участке недействительными». Ставится время, подпись, ФИО и статус составителя Особого мнения. (п.27 ст.79 ФЗГ)
- член УИК с ПРГ после подписания протокола внизу пишет: « прилагается Особое мнение члена комиссии ФИО на одном листе»
- о написании Особого мнения немедленно сообщить в штаб (представитель партии в ТИКе осуществит контроль за поступлением Особого мнения вместе с протоколом).
По завершении работы УИК производится упаковка избирательных документов и их опечатование,, с проставлением подписей на них согласно п.22 ст. 79 ФЗГ для передачи в ТИК. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены комиссии УИК с ПСГ, ПРГ, иные лица, указанные в п.5 ст.29 ФЗГ. Наблюдатель передает копию протокола в штаб для сверки данных протокола, поступившего в ТИК.
Закон предоставляет членам УИК и наблюдателям право присутствовать при передаче протокола от УИК в ТИК на основании п.27 ст.79 ФЗГ.